Публикации

Статьи

Сценарное планирование как основа разработки стратегии: теоретико-методические аспекты


Авторы:

Демкина Ольга Витальевна, кандидат экономических наук, Государственный университет управления, РФ, г. Москва

Шаламова Наталия Гавриловна, кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет управления, РФ, г. Москва


Аннотация: Современную практику разработки стратегии невозможно представить без сценарного планирования. В статье основное внимание сосредоточено на подготовительном этапе сценарного планирования, от качества выполнения которого зависит эффективность выполнения последующих этапов. Показано, что теоретико-методические аспекты данного этапа разработаны недостаточно. Авторами разработаны и обоснованы методические рекомендации к определению и структуризации предмета исследования, включая формулировку гипотезы для придания целенаправленности сценарному планированию в условиях неопределённости среды; использование трехмерной системы координат (время, уровень разработки, масштаб) для задания границ сценариев; определение временного горизонта сценарного планирования и его периодизацию с использованием теории жизненных циклов; модификацию классических методов стратегического анализа для адекватного отражения многомерности объектов сценарного планирования.

В последнее время сценарный метод получил широкое применение в России как инструмент разработки стратегий на государственном, региональном и отраслевом уровне. К этому методу чаще стали обращаться организации для определения стратегических направлений развития. Однако, как показывает анализ утвержденных документов [1], разработка стратегий не основывалась в полной мере на научно обоснованной методологии и четкой методики проведения сценарного анализа и последующих работ по формированию сценариев.


Несмотря на то, что проблематика сценарного планирования (СП) широко освещена в специальной литературе, ряд важных в научном и практическом плане вопросов, остаются недостаточно исследованными. Мало внимания уделяется постановке задачи СП, определению границ и направлений исследования. Так, такие авторы, как [3, 5] в структуре процесса СП данный этап не выделяют, предлагают работу по формированию сценариев начинать непосредственно с этапа анализа и прогнозирования факторов внешней среды. В [4, 6] только упоминается о необходимости определения предмета исследования, однако подробно этот вопрос не раскрывается.


Большинство работ в области СП, как показывает анализ, не ориентированы на специфику его применения для разработки стратегии организации. На наш взгляд, содержание работ по сценарному анализу и формированию сценариев в значительной степени определяется тем, в какой области будут использоваться полученные результаты. В частности, объектами СП при разработке стратегии являются объекты стратегического анализа, теоретико-методические аспекты исследования которых рассмотрены в литературе по стратегическому управлению.


Следует также отметить, что многие авторы для проведения СП предлагают использовать классические методы и инструменты стратегического анализа, такие как PEST-анализ, модель «Пять сил конкуренции», SWOT-анализ и др. Данные методы были разработаны для применения в условиях относительно стабильной среды. В тоже время сценарный метод предназначен для формирования сценариев развития в условиях динамичной среды при отсутствии полной и точной информации о тенденциях изменения факторов внешней среды. Это требует модификации методов стратегического анализа для проведения СП [7].


Все вышесказанное обуславливает актуальность и значимость рассматриваемой темы исследования, посвященной формированию теоретико-методических положений по использованию сценарного планирования для разработки стратегии развития организации в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды.


Как уже отмечалось, особое значение имеет постановка задачи СП, т.е. установление и структурирование предмета исследования, включая определение целей и границ исследования. От правильности постановки задачи во многом зависит эффективность выбранной стратегии посредством проведения сценарного анализа и формирования сценариев. С точки зрения методологии при этом нужно исходить из требований, которые предъявляются к анализу и планированию. К числу базовых требований относятся целенаправленность, системность, комплексность, объективность и др.


Учет требования целенаправленности позволяет выделить границы объекта СП, обеспечить адресность и конкретность получаемых результатов. В тоже время следует отметить, что сценарии сами по себе не задают никакую цель, это лишь некое суждение о будущем развитии объекта, а сама цель по своей природе имеет неопределенный характер, что усложняет процедуру целеполагания. Для решения этой проблемы предлагается формулировать гипотезу, а сценарии использовать как средство ее проверки либо опровержения. С этой точки зрения, сценарии разрабатываются для принятия, либо опровержения какой – либо гипотезы о развитии объекта исследования. В таблице 1 приведены примеры формулирования рабочих гипотез при проведении СП применительно к организации в целом, для которой разрабатывается корпоративная стратегия.

Приведенные формулировки гипотез уточняются исходя из специфики рассматриваемой организации и детализируются посредством формулирования конкретных вопросов.

Учет требований системности и комплексности позволяет охватить все основные аспекты объекта СП в их увязке, что обеспечит полноту и реальность разработанных стратегий. Сложность и многогранность объекта СП обуславливает использование многомерного представления для определения его границ. Авторами предлагается рассматривать сценарии в трехмерном пространстве (рисунок 1).

В качестве системы координат выбраны следующие характеристики:

  • уровень разработки сценариев. Применительно к разработке стратегии организации объектами СП в соответствии с методологией стратегического менеджмента могут быть корпоративный, деловой и функциональный уровни. Как правило, выбор уровня для СП осуществляется на основе видения владельцев бизнеса, руководства организации. Проведение сценарного анализа и формирование сценариев имеют свои особенности для каждого из выделенных уровней;
  • масштаб, который определяется географией деятельности организации. Важным с точки зрения процедуры разработки сценариев является вопрос, на каком рынке функционирует организация и куда она собирается двигаться в перспективе.
Полный текст статьи>>