Публикации
Статьи
Управление конкурентоспособностью организации на основе маркетингового подхода
Авторы:
Доброходова Анастасия Геннадьевна, Государственный университет управления, РФ, г. Москва
Шаламова Наталия Гавриловна, кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет управления, РФ, г. Москва
Аннотация. Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение своих рыночных позиций и финансовых результатов, поэтому у организаций возникает необходимость грамотной всесторонней оценки и управления уровнем конкурентоспособности. Несмотря на большое число исследований, посвященным вопросам управления конкурентоспособностью, существует потребность в конкретных методических разработках, позволяющих систематизировать и регламентировать работу в этой области. Авторами разработаны и обоснованы логическая схема и методические положения по управлению конкурентоспособностью организации на основе маркетингового подхода, определяющие состав и содержание этапов работ и их последовательность. Оригинальность данных разработок заключается в идентификации типа конкурентоспособности организации на базе расчета двухкомпонентного показателя, состоящего из показателя оценки внешних факторов конкурентоспособности и показателя оценки внутренних факторов конкурентоспособности, значения которых определяются в соответствии с предложенной процедурой, а также в формализации процесса стратегического выбора для организации исходя из типа ее конкурентоспособности с использованием матрицы, разработанной авторами на основе интеграции и модификации методов SWOT — и портфельного анализа.
Аннотация. Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение своих рыночных позиций и финансовых результатов, поэтому у организаций возникает необходимость грамотной всесторонней оценки и управления уровнем конкурентоспособности. Несмотря на большое число исследований, посвященным вопросам управления конкурентоспособностью, существует потребность в конкретных методических разработках, позволяющих систематизировать и регламентировать работу в этой области. Авторами разработаны и обоснованы логическая схема и методические положения по управлению конкурентоспособностью организации на основе маркетингового подхода, определяющие состав и содержание этапов работ и их последовательность. Оригинальность данных разработок заключается в идентификации типа конкурентоспособности организации на базе расчета двухкомпонентного показателя, состоящего из показателя оценки внешних факторов конкурентоспособности и показателя оценки внутренних факторов конкурентоспособности, значения которых определяются в соответствии с предложенной процедурой, а также в формализации процесса стратегического выбора для организации исходя из типа ее конкурентоспособности с использованием матрицы, разработанной авторами на основе интеграции и модификации методов SWOT — и портфельного анализа.

В связи с этим актуальной представляется разработка методических положений, направленных на идентификацию типа конкурентоспособности и учет его характеристик при определении путей повышения КО. Данные методические положения, обеспечивающие структуризацию и формализацию работ по УКО на базе маркетингового подхода, могли бы стать руководством к действию для менеджеров и руководителей, стремящихся принимать обоснованные стратегические и тактические решения для обеспечения устойчивой конкурентной позиции организации.
Главной целью их разработки является совершенствование процесса УКО, а также оказание воздействия на элементы и процессы, происходящие в организации, для развития ее конкурентного потенциала и повышения ее устойчивости в условиях роста уровня конкуренции на рынке и изменения факторов внешней среды. На рисунке 1 представлена предлагаемая авторами логическая схема УКО, основанная на маркетинговом подходе. Схема отображает последовательность этапов УКО и их взаимосвязи.