Публикации

Статьи

Экономическая стратегия организации, технократический подход

Автор: Серов М. А.

Экономическая стратегия является частью корпоративной стратегии. Данная дополнительная стратегия, вместе с социальной, научно-технологической, экологической и партнёрской интеграционной стратегией образуют набор дополнительных стратегий корпоративного уровня, которые расширяют сферу применения корпоративной стратегии. Пять дополнительных стратегий корпоративного уровня делают саму корпоративную стратегию комплексной и охватывающей все ключевые области деятельности группы компаний.

В случае рассмотрения одной крупной самостоятельной бизнес-единицы, не входящей в какую-либо группу, мы должны применить 5 дополнительных стратегий корпоративного уровня к стратегии делового уровня/бизнес-единицы.


Понятие «экономика» существует более 2400 лет, с момента введения в деловой оборот данного термина oikonomike (oikos – дом, домашнее хозяйство, nomos – закон, древнегреческий философ Ксенофонт, ок. 430–354 гг. до н. э.).


Экономика как наука была сформирована за последние 220 лет, начиная с Адама Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776; русск. перевод: М., 1962).), Д. Рикардо и до Пола Милгрома и Роберта Уилсона, которым 12 октября 2020 года была присуждена Нобелевская премия (по экономике) "за усовершенствование теории аукционов и изобретение новых форматов аукционов".


Из трёх основных направлений экономической науки - неоклассического, кейнсианства, институционального – доминирующим стало институциональное направление, исследующее «институты», т. е. правила экономического поведения людей, их возникновение и изменение, выгоды и издержки, возникающие в связи с соблюдением или нарушением правил. Данный вывод подкрепляется фактами присуждения Нобелевских премий в последние годы за исследования в рамках институционального направления экономической науки.


Полный перечень элементов, исследуемой экономической теорией, микро и макро, состоит из более чем 30 тем, часть из которых необходимо использовать при разработке экономической стратегии организации на уровне бизнес-единицы и группы компаний:

  1. параметры рыночного спроса и предложения,
  2. изучение потребительского поведения (например, методика «цепочка потребления»),
  3. факторы и издержки производства,
  4. параметры конкуренции (в рамках темы «рынок совершенной конкуренции»),
  5. точка безубыточности,
  6. влияние монополий и олигополий,
  7. экономические факторы производства (в рамках темы «рынок факторов производства»),
    1. влияние масштаба производства на себестоимость,
  8. факторы себестоимости продукции и услуг,
  9. ценообразование на продукцию и услуги,
  10. ценообразование на рынке капиталов

В микроэкономике обычно исследуются три элемента:

  1. предпосылки относительно среды, определяющие, на чем организация может зарабатывать деньги,
  2. предпосылки относительно миссии организации, определяющей роль фирмы в экономике и в обществе;
  3. предпосылки относительно области специализации, определяющей, в каких сферах бизнеса организация может достичь конкурентных преимуществ.

Определение экономической стратегии группы компаний вытекает из определения макро и микроэкономики.


Микроэкономика – часть экономической науки, которая в основном исследует поведение 2-х субъектов – организаций и покупателей в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Анализирует механизм функционирования отдельных рынков, процесс ценообразования, распределение ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов.

Экономические факторы деятельности организаций:

  • анализ условий равновесия спроса и предложения на отраслевом уровне («кривая спроса»),
  • планирование производства с учетом уровня технологий и цен на ресурсы и готовые товары и услуги,
  • структура рынка: параметры конкуренции,
  • выбор в условиях неопределённости: влияние риска и неопределенности на решения экономических агентов,
  • принятия экономических решений: нестандартные предпочтения за пределами обычной рациональности,
  • альтернативные варианты загрузки производства при полном использовании ресурсов (кривая производственных возможностей),
  • рыночные деструкции, связанные с внешними эффектами предоставления общественных благ, и использование государственного вмешательства для корректировки провалов.


Макроэкономика – часть экономической науки, которая изучает функционирование 3-х субъектов: организаций, покупателей (домохозяйств) и государства. В том числе изучая темпы роста национального производства, инфляцию, безработицу, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования.

Сравнивая определение микроэкономики с задачей стратегии на уровне бизнес-единицы, определение «стратегия микроэкономики» формулируется по аналогии с определением стратегии на уровне бизнес-единицы.

Экономическая стратегия группы компаний (стратегия микроэкономики) – это модель экономических действий организации по управлению экономическими факторами организации, нацеленная на формирование экономических устойчивых конкурентных преимуществ (УКП), превышающих по параметрам экономические ключевые факторы успеха (КФУ) в отрасли.


Разработка экономической стратегии на корпоративном уровне

Корпоративная стратегия ориентирована на рост или на стабилизацию, стратегия бизнес-единицы (направления) нацелена на усиление конкурентных преимуществ, с учётом рисков (встречной реакции конкурентов) и с учётом динамики развития требований рынка.

Разработка стратегии на корпоративном и на деловом уровне (бизнес-единица) затрагивает анализ структуры и качества ресурсов, основную и вспомогательные цепочки ценностей каждой бизнес-единицы ГК, устанавливает соответствие между устойчивыми конкурентными преимуществами (УКП) и ключевыми факторами успеха (КФУ). Для обеспечения устойчивого, финансово и риск - оправданного роста необходимо соблюдать условие «УКП > КФУ».


Полный текст статьи>>>