Публикации
Статьи
Экономическая стратегия организации, технократический подход
Автор: Серов М. А.
Экономическая стратегия является частью корпоративной стратегии. Данная дополнительная стратегия, вместе с социальной, научно-технологической, экологической и партнёрской интеграционной стратегией образуют набор дополнительных стратегий корпоративного уровня, которые расширяют сферу применения корпоративной стратегии. Пять дополнительных стратегий корпоративного уровня делают саму корпоративную стратегию комплексной и охватывающей все ключевые области деятельности группы компаний.
В случае рассмотрения одной крупной самостоятельной бизнес-единицы, не входящей в какую-либо группу, мы должны применить 5 дополнительных стратегий корпоративного уровня к стратегии делового уровня/бизнес-единицы.
Понятие «экономика» существует более 2400 лет, с момента введения в деловой оборот данного термина oikonomike (oikos – дом, домашнее хозяйство, nomos – закон, древнегреческий философ Ксенофонт, ок. 430–354 гг. до н. э.).
Экономика как наука была сформирована за последние 220 лет, начиная с Адама Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776; русск. перевод: М., 1962).), Д. Рикардо и до Пола Милгрома и Роберта Уилсона, которым 12 октября 2020 года была присуждена Нобелевская премия (по экономике) "за усовершенствование теории аукционов и изобретение новых форматов аукционов".
Из трёх основных направлений экономической науки - неоклассического, кейнсианства, институционального – доминирующим стало институциональное направление, исследующее «институты», т. е. правила экономического поведения людей, их возникновение и изменение, выгоды и издержки, возникающие в связи с соблюдением или нарушением правил. Данный вывод подкрепляется фактами присуждения Нобелевских премий в последние годы за исследования в рамках институционального направления экономической науки.
Полный перечень элементов, исследуемой экономической теорией, микро и макро, состоит из более чем 30 тем, часть из которых необходимо использовать при разработке экономической стратегии организации на уровне бизнес-единицы и группы компаний:
- параметры рыночного спроса и предложения,
- изучение потребительского поведения (например, методика «цепочка потребления»),
- факторы и издержки производства,
- параметры конкуренции (в рамках темы «рынок совершенной конкуренции»),
- точка безубыточности,
- влияние монополий и олигополий,
- экономические факторы производства (в рамках темы «рынок факторов производства»),
- влияние масштаба производства на себестоимость,
- факторы себестоимости продукции и услуг,
- ценообразование на продукцию и услуги,
- ценообразование на рынке капиталов
В микроэкономике обычно исследуются три элемента:
- предпосылки относительно среды, определяющие, на чем организация может зарабатывать деньги,
- предпосылки относительно миссии организации, определяющей роль фирмы в экономике и в обществе;
- предпосылки относительно области специализации, определяющей, в каких сферах бизнеса организация может достичь конкурентных преимуществ.
Определение экономической стратегии группы компаний вытекает из определения макро и микроэкономики.
Микроэкономика – часть экономической науки, которая в основном исследует поведение 2-х субъектов – организаций и покупателей в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Анализирует механизм функционирования отдельных рынков, процесс ценообразования, распределение ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов.
Экономические факторы деятельности организаций:
- анализ условий равновесия спроса и предложения на отраслевом уровне («кривая спроса»),
- планирование производства с учетом уровня технологий и цен на ресурсы и готовые товары и услуги,
- структура рынка: параметры конкуренции,
- выбор в условиях неопределённости: влияние риска и неопределенности на решения экономических агентов,
- принятия экономических решений: нестандартные предпочтения за пределами обычной рациональности,
- альтернативные варианты загрузки производства при полном использовании ресурсов (кривая производственных возможностей),
- рыночные деструкции, связанные с внешними эффектами предоставления общественных благ, и использование государственного вмешательства для корректировки провалов.
Макроэкономика – часть экономической науки, которая изучает функционирование 3-х субъектов: организаций, покупателей (домохозяйств) и государства. В том числе изучая темпы роста национального производства, инфляцию, безработицу, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования.
Сравнивая определение микроэкономики с задачей стратегии на уровне бизнес-единицы, определение «стратегия микроэкономики» формулируется по аналогии с определением стратегии на уровне бизнес-единицы.
Экономическая стратегия группы компаний (стратегия микроэкономики) – это модель экономических действий организации по управлению экономическими факторами организации, нацеленная на формирование экономических устойчивых конкурентных преимуществ (УКП), превышающих по параметрам экономические ключевые факторы успеха (КФУ) в отрасли.
Разработка экономической стратегии на корпоративном уровне
Корпоративная стратегия ориентирована на рост или на стабилизацию, стратегия бизнес-единицы (направления) нацелена на усиление конкурентных преимуществ, с учётом рисков (встречной реакции конкурентов) и с учётом динамики развития требований рынка.
Разработка стратегии на корпоративном и на деловом уровне (бизнес-единица) затрагивает анализ структуры и качества ресурсов, основную и вспомогательные цепочки ценностей каждой бизнес-единицы ГК, устанавливает соответствие между устойчивыми конкурентными преимуществами (УКП) и ключевыми факторами успеха (КФУ). Для обеспечения устойчивого, финансово и риск - оправданного роста необходимо соблюдать условие «УКП > КФУ».